Жезказган сегодня

Марианна Гурина: наше образование больно


Автор: Нурия Ильясова от 1-11-2017, 10:40
Татьяна КУАН Казахстанское образование нуждается в срочном реформировании. По словам общественников, родителей и самих учителей, острая нехватка квалифицированных педагогов и низкое качество учебников скатили знания школьников практически до нуля, а сама система давно и тяжело больна. Чтобы ее «вылечить», специалисты предлагают перевести учебные заведения страны на подушевое финансирование и внедрить систему выборности директоров школ.

О выделении средств на каждого казахстанского ученика говорят уже давно. Несколько лет назад такая практика была введена в Москве и уже показала свою эффективность. Например, в Белокаменной резко сократился административный бюджет на содержание школ, а руководство учебных заведений стало бороться за качество кадров.

– Пока деньги не будут идти за ребенком и пока директорам школ не будут предоставлять подушевое финансирование, ничего не изменится, – считает руководитель общественного фонда «Улагатты жануя» Марианна Гурина. – Нужно подготовить большой проект, внести его в парламент и попробовать пролоббировать. Потому что наше образование больно, и эта болезнь уже захватила все органы. Сегодня часто говорят о поборах, но давайте смотреть на это понятие шире. Это не просто поборы, это выживание школ, которые сегодня поставлены на колени.
К слову, необходимость подушевого финансирования школ понимают и в Министерстве образования и науки. Сейчас там изучают российский опыт и надеются внедрить такую же систему хотя бы в крупных городах республики. Ну а пока проблему нехватки качественных кадров каждый регион решает по-своему. В Алматы, например, действуют два педагогических колледжа, которые выпускают только воспитателей дошкольных учреждений и учителей младших классов – с этими кадрами в самом крупном мегаполисе Казахстана особенно тяжело.

– Если в советское время в педагогические вузы поступали самые лучшие выпускники, то сейчас туда идут те, кто не сумел поступить на юриста или экономиста, – признает заместитель руководителя управления образования Алматы Ляззат Жылкыбаева. – Мы изучили показатели поступления в университеты по баллам и оказалось, что выпускники с самыми низкими результатами идут, как правило, в аграрные и педагогические вузы.

Тем временем алматинский ученый Аскарбек Кусаинов предложил свой метод повышения качества среднего образования. По его мнению, если в стране внедрить институт наставников для учителей, знания казахстанских школяров значительно улучшатся уже через пару-тройку лет.

Аскарбек Кусаинов возглавляет Академию педагогических наук Казахстана и уже давно озабочен проблемой некачественного образования в школах. Он убежден, что хорошего учителя может воспитать только педагог от Бога, а потому заслуженные сэнсэи должны помогать своим менее опытным коллегам. Кстати, о сэнсэях – японцы уже давно усвоили эту истину и предоставляют молодым учителям личного наставника в течение первого года работы.

– Мы предлагаем Министерству образования и науки выбрать наставниками 10 тысяч опытных учителей-методистов и, доплачивая по 40 тысяч тенге в месяц, поручить каждому из них в течение года повысить квалификацию шестерым учителям, – говорит Кусаинов. – Итого выйдет 60 тысяч педагогов. Таким образом, создав реально действующий институт наставников, можно за два-три года качественно повысить квалификацию учителей всех школ.
А вот Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) уже давно предлагает приравнять учителей к госслужащим и предоставить им соответствующие льготы. Более того, в партии считают, что в отечественные школы стоит привлекать не только выпускников педагогических вузов, но и успешных казахстанцев – бывших банкиров, экономистов и IT-специалистов.

Подобный опыт, говорят в КНПК, широко применяется в развитых странах мира и позволяет школярам получать уникальные знания от практиков, которые готовы делиться опытом. Согласна с коммунистами и Марианна Гурина:

– По данным PISA (международная программа по оценке успеваемости учащихся), наши дети по уровню образования находятся в том самом месте, которое неприлично называть. Да, они могут в 11 лет прочитать текст, но они не могут его пересказать. Ничего не понимают в математике. А мы хотим, чтобы они сейчас физику на английском языке освоили. Где директорам школ взять нормальных трехъязычных учителей? У меня вот какое предложение. У нас есть вузы, как КИМЭП и Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ), где студенты свободно говорят на трех языках. Так почему бы не внести туда педагогический курс, чтобы эти выпускники потом преподавали нашим детям?

По словам директора алматинской школы № 95 Рустама Джаханова, эта идея, конечно, хороша, но невыполнима. Сегодня учитель высшей категории, работающий на две ставки, получает не больше 150 тысяч тенге в месяц, и выпускники престижных вузов попросту не пойдут работать за эти деньги.

– К тому же, если мы сейчас вводим трехъязычие, это не значит, что учитель ведет предмет от «здравствуйте» до «до свидания» на иностранном языке, – пояснил он. – Речь идет только о том, чтобы дети знали на английском языке основные понятия, термины.
Не поддержали представители образования и предложение общественницы о выборности директоров школ. По мнению Марианны Гуриной, такая практика позволила бы держать педагогов в тонусе и развила бы конкуренцию в образовательной сфере. Однако, по словам Ляззат Жылкыбаевой, сегодня выбирать просто не из кого.

– Мы испытываем кадровый голод, – пояснила она. – Приведу вам последний случай. Недавно мы искали директоров для 14 школ и проводили соответствующий конкурс. В три из них даже документы никто не подал! То есть мы руками и ногами готовы назначить, но никто не идет.

Беспокоят общественников и новые школьные пособия. Как известно, этот учебный год начался со скандала вокруг учебника для седьмых классов автора Зинаиды Сабитовой. Родители школяров не оценили ее педагогического замысла, когда обнаружили на страницах книги сказку про Кукусю и Бутявку. Недавно стало известно, что оскандалившийся учебник перевыпустят с учетом всех замечаний.

– А смысл его переиздавать? От него надо просто отказаться, – считает мама семиклассника Гульназ Имамниязова. – Помните, в советское время дети десятилетиями учились по одним и тем же учебниками и выросли грамотными людьми. А сейчас учебники переиздаются каждый год. Я думаю, что здесь дело, прежде всего, в деньгах. Выпуск учебников – это ведь огромные средства.
Немалые средства тратятся и на специальные рабочие тетради. По данным Марианны Гуриной, в нулевом классе родители вынуждены платить по 18 тысяч тенге, чтобы обеспечить ребенка полным комплектом сопутствующих пособий.

– А так ли они необходимы? – задается вопросом первый секретарь Алматинского горкома КНПК Алибек Шапенов. – Рабочие тетради заводятся на каждый предмет и стоят приличных денег. Какая в этом необходимость? У многих складывается впечатление, что это просто способ зарабатывания денег. Кто-то нашел себе кормушку и выпускает, по сути, ненужные рабочие тетради.

К слову, все эти образовательные перипетии вынуждают родителей смотреть в сторону хоумскулинга – в переводе на русский язык это ставшее модным словечко означает «среднее образование на дому». Такая форма обучения широко распространена в США, Великобритании, Канаде и Австралии. Разрешен хоумскулинг и в некоторых странах СНГ – России, Узбекистане и Молдове. Казахстанские родители тоже просят внести изменения в закон «Об образовании» и разрешить школьникам грызть гранит знаний самостоятельно.

В нынешнем законодательстве прямого запрета на альтернативную форму обучения нет, но и норма, предполагающая получение среднего образования вне школьных стен, тоже отсутствует. Хотя в одном только Алматы действуют уже три сообщества хоумскулеров. Семьи, радеющие за такую форму обучения, приводят в качестве аргументов данные международных исследований. Так, английские чилдрен, выросшие в домашних условиях, опережают своих школьных сверстников в математике и чтении. Да и канадские хоумскулеры, если верить опросам, чувствуют себя гораздо счастливее «замученных учителями» ровесников.

Источник: https://express-k.kz/news/zhizn_expert/marianna_gurina_nashe_obrazovanie_bolno-110437

Информация с сайта http://zpravda.kz Вернуться